Какой краской можно красить радиаторы отопления: виды и отличия + хитрости процесса окрашивания

Приветствуем!

Согласитесь, облупленная краска на батареях выглядит крайне не привлекательно. Кроме того в местах скола металл со временем окисляется и покрывается ржавчиной, которая сокращает срок службы железных отопительных приборов. Представленная на рынке строительных материалов краска для радиаторов отопления позволяет решить данную проблему. Однако широкий ассортимент и радиаторов и эмалей способен поставить в тупик не только простого обывателя.

Предлагаем разобраться, какие лакокрасочные материалы (ЛКМ) можно использовать для окрашивания батарей, а также как правильно производить их окраску.

Можно ли красить батареи?

Самостоятельное окрашивание радиаторов воспринимается производителем, как нарушение гарантийных условий эксплуатации. Но что делать, если гарантийный срок уже закончился? Правильно, красить!

При покраске особенное внимание уделяется внутренним элементам отдельных видов радиаторов. К примеру, стальные пластины конвекторов, так называемая гребёнка или «рёбра», нанизанные на трубы, красить нельзя. Дополнительный слой краски существенно снизит уровень теплоотдачи. Окрашивается лишь фронтальные заслонки и экраны.

Каким параметрам должна соответствовать краска

Для покраски радиаторов и труб отопления должны использоваться особые лакокрасочные составы, отвечающие условиям эксплуатации отопительного контура. К ним применяются следующие требования:

  • Термостойкость от 80⁰С и выше. При недостаточной стойкости к нагреву ЛКП уже в первый же отопительный сезон пожелтеет или изменит первоначальный оттенок, растрескается и начнёт отслаиваться.
  • Высокая теплопроводность. Низкий индекс теплопроводности приведёт к снижению теплоотдачи отопительного прибора.
  • Антикоррозийность и влагостойкость. Основная цель окрашивания радиаторов – защита от вредного влияния окружающей среды и ржавчины. Для этого лакокрасочное покрытие не должно быть пористым.
  • Устойчивость к истиранию и механическому воздействию.
  • Экологичность и безопасность. Краска не должна содержать токсичных веществ, которые особенно активно испаряются при обогреве дома или квартиры и наносят тем самым вред здоровью человека.
  • Желательно, чтобы ЛКП для батарей было быстросохнущим и без резкого запаха.

Виды и отличия

Термостойких эмалей на рынке великое множество. Чтобы понять, какая лучше подойдёт для вашего радиатора, нужно ориентироваться не на производителя, а на основу ЛКП. Не последнее значение играет и планируемый способ нанесения и тот декоративный эффект, который Вы планируете получить после окрашивания.

Сразу отметим, что традиционные масляные краски мы сразу исключаем из обзора. Несмотря на то, что некоторые из них позиционируются как термоустойчивые, в целом они мало подходят для горячих труб.

Алкидные

В состав алкидных теплостойких красок входит алкидный лак (глифталевый или пентафталевый), растворитель (чаще всего, уайт-спирит), микронаполнители на основе гранита, песка или мрамора и красящие пигменты. Некоторые составы могут дополняться антисептиками, защищающими окрашиваемую поверхность от поражения грибком и плесенью.

  • Высокая укрывистость позволяет использовать алкидные эмали и для основного окрашивания и для создания декоративного рисунка поверх базового покрытия.
  • Эластичность обеспечивает ровность и гладкость покрытия, а также предотвращает эффект усадки.
  • Стойкость к истиранию, влаге, коррозии и перепадам температур гарантирует долговечность покрытия.
  • Стабильность цвета.
  • Высокий индекс адгезии с металлом.
  • Время высыхания – от 12 до 36 часов.

Из недостатков:

  • Недостаточная термостойкость. Предназначена для отопительных контуров с температурой нагрева не более 80-100⁰С.

В отдельную категорию выделяют кремнийорганические алкидные эмали с повышенной термостойкостью (до 600⁰С). Кремнийорганические существенно дороже обычных алкидных составов, но именно они используются для покраски каминов, дымоходов и печей.

  • Специфический едкий запах требует обязательного проветривания помещений, в которых проводится окрашивание. Первый нагрев трубопровода также будет сопровождаться появлением резкого запаха.

Важно! Обращайте внимание на цифровую кодировку, указываемую на этикетке. «2» указывает на возможность использования краски в помещениях, а «8» причисляет её к числу термостойких.

Акриловые

Акриловые краски для радиаторов – это смесь акрилата (акриловая полимерная эмульсия) с цветовым пигментом и водой. Полимерное покрытие ложится ровным гладким слоем, не склонно к образованию подтёков.

  • Температурный максимум — 120⁰С.
  • Без запаха.
  • Ультрабыстрое высыхание – от нескольких минут до нескольких часов.

Особенное преимущество акриловой эмали перед аналогами в том, что её можно наносить даже на горячую батарею. На качестве покраски и периоде службы покрытия этот факт никак не отражается. Из недостатков – неустойчивость к механическому абразивному износу.

Молотковые

Молотковая краска – это разновидность алкидной эмали на основе нитро-полимера с красителем. Отличительная особенность – декоративность покрытия, которое имитирует металлическую поверхность, отбитую молотом, параллельно скрывая мелкие неровности. Отсюда и название.

Дополнительными плюсами использования молотковых красок станут:

  • Отказ от предварительного грунтования. Обязательным условием является лишь механическая очистка металла от пыли, активные же элементы красящего состава без труда справятся с жировыми пятнами и ржавчиной, просто растворив их в себе.
  • Высочайшая адгезия с металлической поверхностью. А при проведении предварительного ошкуривания краска настолько въедается в структуру металла, что свести её впоследствии можно только химическим путём.

Водоэмульсионные

Водоэмульсионные (водно-дисперсные) краски производятся из воды, пигментов и полимеров. В зависимости от типа связующей основы подразделяются на:

  • Поливинилацетатные (ПВА);
  • Полиакрилатные.

ПВА-краски отличаются низкой сопротивляемостью к влаге, поэтому для батарей однозначно не подходят.

Полиакрилатные – это подвид акриловых эмалей, о которых мы рассказывали выше.

Силикатные

Силикатные составы – это ЛКМ на базе жидкого калийного стекла, этилсиликата и порошкообразных металлических пигментов. Наличие цинковых и алюминиевых пигментов придаёт красящему составу антикоррозийные качества.

По типу связующего компонента силикатные краски бывают:

  • Кремнийорганическими.
  • Дисперсионно-силикатными. Однокомпонентные составы на базе чистого акрилата, готовые к употреблению.
  • Силикатно силиконовыми. Двухкомпонентные: отдельно – порошок, отдельно – жидкое стекло, которые перед покраской смешиваются.

Именно наличие в составе кремнийорганических смол придаёт радиаторным эмалям непревзойдённую прочность.

Из несомненных плюсов – огнеупорность, из минусов – высокая токсичность при окрашивании.

Порошковые

Порошковые красители представляют собой пигментный полимеризированный порошок, напыляемый на окрашиваемую поверхность в особом высокотемпературном боксе при температуре в 170-350⁰С, где он оплавляется и образует надёжное стойкое покрытие.

К сожалению, данная технология окрашивания используется лишь на заводах и в специализированных автомастерских, и не доступна для самостоятельного выполнения дома.

Аэрозольные

Одним из альтернативных методов окрашивания является аэрозольное распыление краски. Современные технологии позволяют практически любой тип краски выпускать в аэрозольных баллончиках. Среди представленного ассортимента аэрозолей важно выбирать именно термостойкие составы, на крайний случай – автоэмали, которые изначально рассчитаны на адгезию с металлом и высокие температуры.

Серебрянка

Если Вы хотите придать батареям характерный серебряный оттенок, можно использовать серебрянку, приготовленную своими руками из пигментной алюминиевой пудры ПАП-1 и битумного лака БТ-577.

  • Коэффициент термостойкости данного покрытия при правильном компонентном соотношении достигает 300-400⁰С.
  • Серебрянка не подвержена расслаиванию, устойчива к коррозии и внешнему воздействию. Покрытие прослужит не менее 10 лет.
  • Быстро сохнет и нетоксична.

На заметку! Серебрянка не совместима с большинством других красок, поэтому требует полной очистки окрашиваемой поверхности от остатков предыдущего ЛКП.

Матовые

Матовые покрытия смотрятся респектабельно, особенно на чугунных батареях с фактурным рисунком. Но лучше не выбирать матовые краски белого цвета. Микропористая структура склонна к накапливанию пыли, а значит, белый в скором времени приобретёт серый оттенок.

Глянцевые

Глянец идеально подходит для батарей с безупречно ровной поверхностью, так же как и для чугунных радиаторов, если преследуется цель сгладить характерную для них шероховатость. Кроме того, за гладкой фактурой легко ухаживать, достаточно её протереть мягкой влажной тряпочкой.

Советы по выбору

  • Состав эмали дополняется мелкодисперсным мелом или диоксидом титана. Мел в отличие от диоксида титана провоцирует изменение цвета краски. Отдавайте предпочтение титановым компонентам.
  • При выборе подходящей краски обращайте внимание на маркировку. Надпись «Для радиаторов отопления» и акцент на соответствии ГОСТам обеспечат соответствие технических параметров обозначенным выше требованиям. Не стоит выбирать продукцию, произведённую по сомнительным ТУ.
  • Руководствуйтесь именно массой краски, а не литражом. Чем больше масса, тем выше индекс укрывистости. Разбавленная же эмаль прибавляет в объёме, но теряет в укрывистости.

Какую выбрать краску для алюминиевых или чугунных радиаторов

Следует учесть, что под каждый тип металла подбирается своя краска и технология окрашивания:

  • Чугун характеризуется прекрасным сцеплением практически с любым видом эмалей. В данном случае следует руководствоваться тем эффектом, которого Вы хотите достичь после окрашивания. Краска с плотной вязкой структурой скроет шероховатую фактуру, лёгкая же, наоборот, подчеркнёт эффектность чугуна.
  • Алюминий и нержавеющая сталь более капризны в выборе подходящего ЛКП. Техника покраски, применяемая на заводе (порошковое окрашивание и термическая обработка), практически не осуществима в домашних условиях. Поэтому приоритет отдаётся высококачественным покрасочным материалам с высоким коэффициентом адгезии – алкидным или акриловым. Некоторые специалисты говорят об эффективности аэрозольных красок, причём нанесённых на горячие батареи.

Усилить сцепляющий эффект помогут эпоксидные грунтовки, предназначенные для обработки металла перед покраской.

Примерные цены

Бренд ТЕКС DUFA Śnieżka DULUX Alpina Лакра KUDO
Страна-изготовитель Россия Германия Польша UK Германия Россия Россия
Основа Алкидная смола Алкидная смола Акрил Водно-дисперсионная Алкидная смола Акрил Алкидная смола
Вид Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Аэрозоль
Термостойкость, ⁰С 100 120 80 90 110 100 80
Время высыхания 24 часа 24 часа 1 час 8 часов 10 часов 24 часа 8 часов
Масса/объём 550 г 750 мл 400 мл 1 л 750 мл 2,4 кг 360 мл
Цена 250 550 270 1000 650 590 200

Как рассчитать расход краски

На этикетках изготовитель всегда обозначает средний расход ЛКП на 1 м². Таким образом, определить необходимое количество эмали не представляется сложным, когда речь идёт о плоских моделях радиаторов. Но и здесь не следует забывать о прокрашивании внутренней части батареи. С чугунными радиаторами-гармошками всё ещё сложнее.

На помощь в данном случае придёт техническая документация к отопительным приборам, обычно в ней указывается общая площадь изделия. Если же техпаспорт не сохранился, используются специальные онлайн-калькуляторы.

Калькулятор расчета

Онлайн-калькулятор учитывает все параметры предстоящей работы:

  • Модель батареи.
  • Число секций.
  • Тип краски.
  • Необходимость окрашивания трубопровода.
  • Предполагаемое количество слоёв.

Автоматически программа выдаёт результат в килограммах с учётом 10%ного резерва или общей площади поверхности под окраску, в соответствии с которой Вы самостоятельно нужный объём продукта.

Как снять старую краску

Основное правило окрашивания БУ-радиаторов – очистка от старого лакокрасочного покрытия. Выполнить эту задачу можно одним из двух способов (или в комплексе):

  • Механически.
  • С помощью химических реагентов.

Для качественной очистки и последующего окрашивания батарею лучше снять со стены.

Механический способ

Механическая очистка предполагает удаление старого ЛКП сподручными средствами.

  1. Сначала батарея, а при необходимости и труба, очищается от пыли и иных загрязнений влажной тряпочкой. Для лучшего результата можно воспользоваться пылесосом.
  2. Затем поверхность тщательно зашкуривается наждачной бумагой. Ржавчина полностью удаляется. Для ускорения процесса применяется дрель с насадкой-ёршиком с жёсткой щетиной или шлифовальная машина. Для удаления краски в труднодоступных местах можно использовать строительный фен, им разогревается эмаль, которая затем удаляется скребком.
  3. В завершение рабочая поверхность снова обеспыливается и обезжиривается.

Недостатков у механической очистки немало:

  • Большие трудоёмкость и временные затраты.
  • Процесс достаточно пыльный.
  • Велика вероятность повреждения металла.

На заметку! Если лакокрасочное покрытие на радиаторе не обнаруживает признаков износа (вздутия, отслоения, ржавления), но всё же требует замены, его можно не удалять. Для обеспечения сцепления со свежей эмалью покрытие радиатора достаточно слегка зашкурить.

Химическими средствами

Для химической очистки применяются специальные препараты, смывки. Они размягчают отслужившее свой век покрытие и стимулируют его отслаивание от металла.

  1. Наносить их нужно плотным равномерным слоем при помощи щётки с натуральной щетиной. Гелевая форма препарата хорошо держится на поверхности.
  2. Через указанное изготовителем время смывка просто снимается деревянной лопаточкой вместе с растворившейся краской, а радиатор омывается мыльной водой.
  3. Очищенную батарею дополнительно обрабатывают ингибитором коррозии, после чего обезжиривают.

На заметку! Некоторые производители выпускают смывки с уже включённым в состав ингибитором коррозии. Стоят они несколько дороже, но значительно сокращают время на подготовку радиатора к покраске.

Важно помнить, что химические реагенты токсичны и горючи. Поэтому работы нужно выполнять в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня. Нелишними будут и индивидуальные средства защиты – респиратор, перчатки и очки.

Как покрасить радиаторы отопления своими руками

Подготовка батареи

Снятие старого слоя краски – лишь первый подготовительный этап. В дальнейшем следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Неровности и шероховатости выравниваются посредством шпаклёвки по металлу. После её схватывания, поверхность батареи снова зачищается, обеспыливается и обезжиривается.

На заметку! Если планируется покраска акриловыми эмалями в качестве обезжиривателя лучше использовать ацетон, а для алкидных составов – уайт-спирит или бензин.

  • Следующим этапом станет грунтование. При этом также учитывается вид будущего покрытия. Основа ЛКП и грунтовки должна быть однотипной.
  • Каждое покрытие (шпаклёвка и грунтовка) высушивается естественным путём при комнатной температуре.

Процесс покраски

Окрашивание также проводится при комнатной температуре. При этом желательно выбирать период между отопительными сезонами (до или после). Лишь некоторые виды красок можно наносить на разогретую батарею.

Покраску выполняют одним из нижеприведённых способов:

  • Вручную кисточкой или валиком.

Кисти лучше выбирать с мягкой щетиной. Так краска ложится ровнее и меньше разбрызгивается. Окрашивание внутренних элементов радиатора обычной кисточкой, как правило, не даёт хорошего результата. Чтобы обеспечить 100%ное закрашивание используются специальные кисточки, изогнутые под определённым углом, с двусторонней щетиной и пр. (см. на фото).

  • С помощью краскопульта или посредством аэрозольного баллончика.

Составы, разбрызгиваемые краскопультом, предварительно разбавляются процентов на 10 водой или растворителем (в зависимости от типа краски).

Какой бы способ Вы не выбрали, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Сначала окрашивается внутренняя часть радиатора.
  2. Чтобы избежать подтёков покраска осуществляется сверху вниз.
  3. Краску лучше наносить тонким слоем. Тогда он лучше просохнет и не потечёт.
  4. Окрашивание производится в 2-3 слоя. Последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего.
  5. Запрещено закрашивать воздуховыпускное отверстие автоматического воздухоотводчика. Это блокирует его работу.

Видео по окрашиванию

Заключение

Как говорится, осведомлён, значит, вооружён! Применяйте полученные знания на практике и преображайте свои радиаторы, вписывая их в интерьер своего жилища и продлевая срок их службы. Помните, окрашивание не всегда должно быть скучным! Выбирайте яркие цвета, расписывайте батареи или декорируйте их в технике декупаж.

Вариантов бесчисленное множество! И не забывайте подписаться на наш канал, чтобы получать ещё больше полезной и интересной информации!

До новых встреч!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector